Altrimo
Методические подходы к экологизации образования

Экологизация содержания образования

 

Bufo bufo
Серая жаба, или Обыкновенная жаба, Европейская жаба (лат. Bufo bufo ) — земноводное, принадлежащее к роду Жабы. (детёныш)

Наше стремительное время требует соответствующих скоростей усвоения учебного материала. Основное внимание студентов, как правило, отдается специальным предметам. Непрофильные знания, такие, например, как экологические, остаются иногда до конца обучения на втором плане. Однако, жизнь в третьем тысячелетии не оставляет нам надежд на то, что их можно не замечать и дальше. Такая ситуация требует значительного изменения содержания актуального образования любого уровня. Именно экологически направленные инновационные изменения являются насущной необходимостью, и должны, наконец, стать необратимыми.

Комплексная экологизация содержания образования начинается с реализации экологического подхода в преподавании основных и некоторых специальных дисциплин для студентов педагогических и непрофильных специальностей.

Экологический подход определяет:

— знания об экосистеме как стержневые во всем образовательном пространстве;

— главную цель высшего профессионального образования как соразвитие профессионально-подготовленной, гармонично-развитой личности с окружающей социоприродной средой;

—  стратегическую цель экологически-ориентированного образования как формирование экологической культуры личности ради выживания человечества;

При этом первый тезис является основополагающим условием для воплощения в жизнь двух последних.

Итак, что значит «экологизировать содержание образования»?

Во-первых, это значит связать с экологией, но, что принципиально, не механически добавить в учебный план экологическую тематику, а переработать его так, чтобы большинство основных тем рассматривались с экологических позиций.

Во-вторых, это значит, соотнести изучаемую дисциплину с системой социоприродных знаний, в которую складываются все отрасли и разделы современной экологии. По общепринятому определению, общая экологияэто наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе человека с окружающей природной средой. Предметом изучения экологии являются экосистемы.

Экосистема  — это «любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое…» (Н.Ф. Реймерс. Словарь «Природопользование», с. 599).

Если это определение преобразовать в следующие равноценные схемы:

  Живые организмы ↔  Окружающая среда

 (человек, общество) ↔  (жив. организмы↔неживая природа),

 то искомый предмет экологизации легко встраивается в «свою» часть этой схемы. Например, нужно изменить содержание учебной дисциплины «физика» в соответствии с экологическим подходом. Понятно, что собственно физика изучается в части, которая в схеме называется «неживая природа», а экологизированным ее содержание будет тогда, когда на всех уровнях изучения будут прослеживаться если не все, то хотя бы основные взаимосвязи физических явлений с неживой природой и живыми организмами, с человеком и обществом. Важно, чтобы смысл этих взаимосвязей раскрывался во влиянии их на устойчивость тех экосистем, в которых они проявляются. Расставить соответствующие акценты можно только тогда, когда «расставляющий» знает саму суть этих взаимосвязей и может ответить не только на вопрос: «как?», но и: «почему?» и «для чего?». Следовательно, без знания основ классической экологии что-либо экологизировать невозможно. Однако, не надо подходить к этому процессу формально: совсем не обязательно на каждом уроке «притягивать за уши» экологические проблемы, особенно в ущерб основному материалу. Особенность экологической науки заключается в том, что она сопряжена с мировоззренческими, духовными и культурологическими аспектами. Изучая общую экологию, любой человек встает перед выбором собственной линии поведения в природе и формирует личное отношение к глобальным экологическим проблемам. Сумма личных отношений складывается немного-немало в экологическую политику государства. Отсюда простой вывод: хотим жить в чистой стране, нужно воспитывать детей в соответствующем русле экологических знаний. Эти знания приобретаются вместе с разными предметами, потому что нет такого раздела общечеловеческого опыта, который бы невозможно было бы связать с экологией. Учитель, владеющий экологической картиной мира – это бесценное приобретение для образования вообще и для конкретной школы в частности. Помочь настоящим и будущим учителям любых предметов увидеть эту картину, показать алгоритм «входа» в свой предмет через экологические «двери» и сделать это в максимально сжатые сроки – именно это и мотивировало автора к написанию учебного  пособия, и, как закономерное следствие, к созданию сайта.

Соответственно, его цель – изложение основ общей экологии в форме, доступной неспециалистам и интересной для специалистов. Задачи  автора в данном случае сводятся к следующему:

— соблюсти баланс между простотой формы и глубиной содержания;

— помочь настоящему и будущему педагогу-предметнику взглянуть на свою учебную дисциплину с экологической точки зрения, т.е. заложить фундамент процесса экологизации предмета преподавания;

— показать путь формирования «пласта» экологической культуры через «пласт» экологических знаний.

Завершением этого нашего с Вами общения должен быть четко очерченный возможный путь формирования экологической культуры через любой общеобразовательный, а иногда и специальный учебный предмет.

 

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *