rosjanka
Основы экологических знаний

Начало экологии как науки

Начало экологии, как науки было положено немецким ученым Эрнстом Геккелем в его книге «Общая морфология организмов» в 1866  году. Два греческих слова «ойкос» — «дом, жилище», и «логос» — «учение» определили предмет изучения – взаимотношения общностей живых организмов между собой, а также с окружающей средой

То есть, говоря более понятным языком, изучались условия жизни какого-то одного вида растения или животного, реже – их «общности» (популяции). 

Но «экология», например, серого журавля, включает обязательное описание его местообитания, климатических и сезонных условий перелетов, пищевых предпочтений и т.д., то есть всё то, что связывает его с окружающей средой.  Постепенно накапливались подобного рода знания о бесконечном многообразии, условиях существования и взаимодействия видов. Современный термин экосистема не мог не родиться, и в 1935 году он был предложен английским ботаником Артуром Тенсли, который  по праву считается одним из первых экологов, навсегда вошедшим в историю науки, благодаря его научным трудам в области ботаники и термину «экосистема».  

 Даты жизни:      15 августа 1871 — 25 ноября 1955 (84 года.Место рождения: Лондон, Великобритания. Закончил Кембридж, там же преподавал ботанику, член Лондонского королевского общества (6 мая 1915), награжден медалью Линнея (1941)

 В русскоязычной научной сфере в сороковых годах ХХ века был принят по сути своей тождественный термин – биогеоценоз, автором которого был советский советский ботаник, лесовед и географ В.Н. Сукачев.

 

Sukachev

Владимир Николаевич Сукачев

Даты жизни: 26 мая (7 июня) 1880 — 9 февраля 1967 (86 лет), геоботаник, лесовод, географ, ботаник, эколог, биолог, Уральский государственный лесотехнический университет, Московский государственный университет леса,  МГУ, доктор биологических наук, академик АН СССР.

 

 

 Но особое место в деле становления экологии как особой системной науки, объединяющей естественно-научное и гуманитарное изучение мира в одно целое, принадлежит Владимиру Ивановичу Вернадскому.

В. И. Вернадский в 1934 году

Дата жизни: 12 (24) марта 1863 — 6 января 1945 (81 год), Научная сфера: геология, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, биогеохимия, философия

Место работы: Санкт-Петербургский университет, Московский университет, Таврический университет АН СССР

 

 

 Владимир Иванович Вернадский – явление планетарного масштаба, его обобщения настолько всеобъемлющи и нестереотипны, что и сейчас остаются не до конца понятыми и осознанными. Он до сих пор полностью не «встраивается» со своими взглядами в общественную мысль, в официальное мировоззрение. При этом его труды никогда официально не запрещались, но никогда не пропагандировались настолько, насколько они этого заслуживают. Многие авторы современных учебников ссылаются на Вернадского, но это всегда какие-то только отдельные мысли, «приспособленные» к раскрываемой теме. Ни в коем случае нельзя сказать, что Владимир Иванович Вернадский забыт, но до действительного изучения и полного понимания его трудов нашему обществу, увы, еще очень далеко. Он, в свою очередь, и не рассчитывал на скорое понимание и приятие его идей, поскольку реально осознавал их огромное значение в будущем.

По поводу значения своей работы, в августе 1928 г. он пишет следующее: «Начинает сказываться вхождение моих идей, которые не разделяются, и в то же время уже чувствуется их возможное (а мне кажется, неизбежное) будущее? Ведь по существу я чувствую их значение и то, что я совершенно для себя неожиданно, подошел к очень большому и крупному, к новому взгляду на живое, … о значении жизни и механизме Земли…» (1)

Пожалуй, это и есть то самое главное, что сформулировал В.И. Вернадский – «о значении жизни и механизме Земли». 

В  реферате  «О предсказании погоды»  намечена и другая важнейшая его тема – влияние человека на окружающий мир: «Человек настоящего времени представляет собой геологическую силу; сила эта все возрастает и предела ее возрастанию не видно. Таким он является благодаря науке.» (1)

Вот так «маршрут» к учению о биосфере пролег через всю его cудьбу, углубляясь в кристаллографию, минералогию, геохимию, историю науки. Вершина его научной деятельности – это основанная им наука биогеохимия, в которой понятие живого вещества стало центральным.

О значении его учения для развития основ современной экологии полно и точно сказал Жак Гриневальд – швейцарский эколог, директор Института исследований развития: «Вернадский – подлинный предтеча принципа «мыслить глобально, действовать локально». Он первый провозгласил существование глобальной общечеловеческой среды обитания. Он является предшественником современного открытия коэволюции Жизни и Земли, с окружающей ее атмосферой, как одной из планет Космоса. Мы можем окрестить Владимира Вернадского героическим титулом отца глобальной экологии биосферы. Его работа «Биосфера» должна стать классической во всеобщем образовании в сфере окружающей среды». (1).

Итак, наша задача состоит в том, чтобы соединить фундаментальные обобщения В.И. Вернадского с современными экологическими знаниями.

Теоретиков, разработчиков разделов современной экологии очень много. Большинство из них учились по книгам выдающегося российского ученого Николая Федоровича Реймерса.

Даты жизни 4 февраля 1931 — 31 января 1993 (61 год), доктор биологических наук. Научные интересы: изучение проблем теоретической экологии, эколого-экономической науки (биоэкономики) и экологии человека. Активно пропагандировал и популяризировал науку, охрану природы, заповедное дело и рациональное природопользование (в журналах «Наука и жизнь», «Природа», «Химия и жизнь» и газетных публикациях)

Специалистам известен кладезь экологических знаний — его словарь «Природопользование от А до Я». Но особенно ценны две его последние работы  – монография «Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы» и «Начала экологических знаний». Они ценны прежде всего тем, что переводят экологические знания из узко-специальных в мировоззренческие, делают их фундаментальной основой формирования экологической культуры. И, самое главное, Николай Федорович Реймерс продолжил дело Вернадского, он систематизировал знания о биосфере и «вышел на новый уровень синтеза» (Штильмарк, Ф.Р.) учения о биосфере и геоэкологии.

Таким образом, основываясь на учении В.И. Вернадского, следуя Н.Ф. Реймерсу, мы постараемся раскрыть закономерности развития и функционирования каждого уровня биосферы, как самой большой экосистемы.

Попробуем из основополагающих представлений создать целостную экологическую картину мира, одинаково понятную и доступную и для «лириков» и для «физиков». Лучше всего для этого подходит метод, который можно назвать методом системы графических моделей. Суть его состоит в том, что основные взаимосвязи рассматриваются на разных уровнях организации материи, группа уровней отображается в одной из пяти графических моделей, каждая из которых, кроме того, что сама построена системно, входит также в общую систему моделей, представляющую собой единую экологическую картину мира.

_____________________________________________________

(1) Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков /Сост.Г.П. Аксенов. М.: Современник, 1993. 688 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *